“Сейчас многие автомобилисты не могут оформить ОСАГО, потому что страховая компания пытается навязать дополнительный договор страхования.
Жалобы в правоохранительные органы не всегда помогают, мол, у вас есть выбор - обратитесь к другим страховщикам. Но всех обежать нет возможности! Слышал, есть способ бороться с этим явлением. Не расскажете, каким должен быть алгоритм действий потребителя? А. Михайлов”.
На вопрос читателя отвечают специалисты Консультационного центра для потребителей филиала ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области” в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе.
-Многие потребители нередко сталкиваются с ситуацией, когда банк или страховая компания отказывается заключить нужный договор без оформления дополнительного страхования жизни, здоровья, имущества и т.д. Такие действия банка или страховой компании не всегда правомерны.
В соответствии с законодательством Российской Федерации страхование делится на две группы: обязательное и добровольное. К обязательным относятся такие виды страхования, как обязательное медицинское страхование; страхование при перевозках пассажиров; обязательное социальное страхование; страхование военнослужащих; страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств; страхование гражданской ответственности собственника опасного объекта и т.д.
Страхование своих жизни, здоровья или имущества не является обязательным и осуществляется на добровольной основе.
Оспорить уже заключенный договор страхования, мотивируя это тем, что он был навязан, очень сложно. Как показывает судебная практика, собственноручная подпись свидетельствует о том, что договор подписан осознанно и добровольно, что потребитель понимает и соглашается с предложенными условиями.
Здесь может помочь Указание Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У “О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования”. Согласно этому указанию, потребитель имеет право отказаться от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 Указания Банка России, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования (далее - дата начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме. Страховщик при осуществлении добровольного страхования вправе предусмотреть более длительный срок, чем срок, установленный пунктом 1 Указания Банка России, срок указывается в договоре (полисе).
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.
Важно помнить, что для отказа от договора страхования у потребителя есть только пять рабочих дней со дня его заключения, если иное не предусмотрено договором. Для начала необходимо обратится в страховую компанию с письменным заявлением о расторжении договора (полиса) о страховании такой формы: “Директору (название страховой компании), по адресу (адрес компании) от (имя заявителя), адрес для ответа (адрес заявителя) ЗАЯВЛЕНИЕ. “08” ноября 2016 г. я заключил с Вами договор/ полис (номер полиса). По данному договору/полису, Вы приняли на себя обязательство застраховать следующие риски... Страховая премия (взнос) составила … рублей. В соответствии с вышеизложенным и на основании ст. 450 ГК РФ, п. п. 1,5,8 Указания Банка России от 20.11.2015 г. № 3854-У “О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования” ст. 32 Закона РФ “О защите прав потребителей” я отказываюсь от исполнения договора/полиса. Страховую премию в размере … рублей прошу вернуть в 10-дневный срок.
Копии договора/полиса, квитанции прилагаются. Дата, подпись”.
На вашем экземпляре в организации должны поставить отметку о его принятии. В случае, если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением.